Реализация здоровье сберегающей технологии в образовании
Основываясь на анализе литературных источников и соотнося их с исследуемой нами проблемой, мы пришли к следующим заключениям. Готовность к изучаемому виду деятельности рассматривается нами как целостное проявление личности. И под готовностью к этой деятельности мы понимаем такое особое личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа проектируемого здоровье сберегающего педагогического процесса и постоянной направленности сознания на его успешное выполнение.
Выявление компонентного состава готовности к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса Минеева Л.Ю. , проводила следующим образом. По многочисленным литературным источникам ею был выбран весь перечень компонентов к различным видам педагогической деятельности и подвергнут детальному анализу. В составе готовности к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса присутствуют мотивационная, когнитивная, операционная, рефлексивная и мобилизацион-но-настроечная составляющие. Рефлексивный и мобилизационно - настроечный компоненты готовности к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса она сочла необходимым ввести в статусе самостоятельных, хотя они обусловливают способность к определенным умениям и навыкам и могли бы быть составляющими операционного компонента. Однако, специфика деятельности, к которой предполагается формировать готовность, проектирование здоровье сберегающего педагогического процесса, требует акцентирования внимания, во-первых, на рефлексивном анализе, на адекватной самооценке здоровье сберегающего потенциала деятельности по проектированию педагогического процесса, на своевременном фиксировании ошибок и коррекции состояния педагогической системы. К тому же, на уровне рефлексивного компонента может быть выявлен недостаток сформированности других и, следовательно, его можно использовать в качестве индикатора компонентов готовности к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса. Во-вторых, при реализации здоровье сберегающего педагогического процесса очень важным является физическое и психологическое состояние его субъектов, умение их мобилизоваться в различных педагогических ситуациях, владение методами физической и психологической саморегуляции. Поэтому мобилизационно-настроечный компонент не может быть недооценен в целостной системе компонентов готовности к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса.