Реализация здоровье сберегающей технологии в образовании
Хохлов Л.К., Хохлов А.Л., Шниов Л.А. отмечают, что все более частым явлением становится то, что в медицинской литературе называют как дидактогении, как школьные, дидактогенные неврозы. Термином дидактогении обозначают, с одной стороны, психическую травму, источником которой является педагог. С другой стороны, дидактогениямн именуют психическое расстройство, возникающее под влиянием названной разнивидности психоэмоционального дистресса: неврозы, другие психогенные заболевания.
Авторы цитируют данные болгарского исследователя И. Божанова, который отмечает при обследовании обучающихся вузов значительную частоту невротических проявлений: большей частью типа астенического невроза, невроза утомления или в виде невротических страхов . Эти факты, как правило, проходят мимо сознания преподавателя.
В нашей стране ситуация с нервно-психической заболеваемостью и болезненностью еще тяжелее. При сплошном обследовании обучающихся нейропсихическая патология устанавливается в 70-80% случаев. Выявляется неблагоприятная тенденция к увеличению числа больных с пограничными нервно-психическими расстройствами во все более раннем возрасте со среднегодовым приростом заболеваемости в 8-11%. И это не становится для учителя предметом рефлексивного анализа и пересмотра педагогического процесса. К.И. Платонов, которому мы обязаны распространению понятия дидактогении, писал: «Дидакто-гения» проявляется в школьной педагогике чаще, чем можно предполагать, так как в деле образования и воспитания приходится иметь дело с внушаемостью, особенно присущей детскому и юношескому возрасту». Информирование будущего учителя о такого рода проблемах и возможных их последствиях является условием, которое он должен иметь в виду, учитывать при формировании своей готовности к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса.
Об изменениях в студенте, которые не воспринимает преподаватель и, следовательно, на которые он не может адекватно реагировать, "запуская болезнь", пишет и К.А. Абульханова - Славская: "В одной группе был проведен следующий эксперимент. Психологическая диагностика студентов установила, что у многих, почти у половины, имеет место так называемая акцентуация характера. Такой характер не является психической патологией, но имеет тенденции к выходу за пределы нормы - либо чрезмерную возбудимость, либо выше обычной агрессивность, либо повышенную подозрительность и т. д.