Реализация здоровье сберегающей технологии в образовании
- чувство меры в исполнении тех или иных форм и методов преподавания;
- эмоциональная отзывчивость;
- контактность в общении.
Ю. К. Бабанский подчеркивал, что у многих учителей наблюдается дефицит этих качеств и предлагал программу их самооценки и направленного самовоспитания .
Созвучно этому мнение Б.Б. Коссова, который среди принципов «личностно - развивающего высшего образования» называет принцип саморазвития, подчеркивая, что "системообразующим личностным свойством саморазвития является рефлексия. По-видимому, студенческий возраст является наиболее сензитивным к развитию сензитивных способностей, осмысления себя и своих особенностей соотносительно с окружающими" .
Ю.К. Кулюткиным и Г.С. Сухобской обосновали механизм рефлексивной саморегуляции личности, на основе которого Г.И. Метельским разработана модель трех уровней рефлексивной саморегуляции педагога.
В контексте нашего исследования актуальна точка зрения А.А. Баранова на роль стрессоустойчивости в структуре личности и деятельности преподавателей высокого и низкого профессионального мастерства.
Таким образом, в результате обзора выделенных разными авторами личностных качеств, необходимых педагогу, можно отметить, что по большинству качеств мнения ученых совпадают или согласуются. Всех исследователей объединяет общая точка зрения: успех профессиональной педагогической деятельности определяется не только знаниями и умениями, но и отдельными качествами личности, которые соответствуют объективным требованиям данной деятельности. Причем, как показывает И.В. Кондрина , формирование качеств личности идет не разрозненно, а в их целостности и взаимозависимости, то есть качества формируются как система, все элементы которой взаимосвязаны и иерархически соподчинены.