История педагогики
Роль образования в жизни современного человека переоценить крайне сложно. Это своеобразный временной перекресток: мы живем в настоящем, изучаем достижения прошлого, чтобы сделать лучше будущее.
Саморазвитие — это процесс активного стремления к личностному росту, раскрытию потенциала. Саморазвитие представляет собой систематическое развитие навыков, знаний, убеждений, компетенций и качеств личности.
Цель — это конечный результат деятельности человека (или группы людей), предварительное идеальное представление о котором, совместно с желанием её достигнуть, определяет выбор соответствующих средств и действий по его достижению.
Историческая обусловленность представлений о задачах и содержании образования
Место образования и воспитания в общественной мысли
Проблемы образования и воспитания привлекали внимание крупнейших мыслителей с тех пор, как появились первые философские системы, поднявшиеся до уровня рефлексии над различными областями человеческой деятельности, духовной и...
Подробнее...
Социальная природа образования
Начало воспитания и образования
Приобщение к знаниям, их накопление, передача и развитие были одним из важнейших факторов сохранения и выживания человека, формирования человечества как такового на протяжении многих веков. Не будет преувеличением сказать, что...
Подробнее...
Образование в древних цивилизациях
Формирование образовательных учреждений
Историческая память, отслеживая, а тем более проводя «рациональную реконструкцию» истоков образования и воспитания, находит важные черты общности во всех древнейших цивилизациях – в самых различных регионах земного шара. Это...
Подробнее...
Античная пайдейя
Общая характеристика античности
Следующим после древнейшего мира определяющим этапом мировой культуры стала античность. Латинское antiquus, буквально означающее «древний»,
в широком смысле может быть применено к любой из цивилизаций Древнего мира....
Подробнее...
Образование и воспитание в Средние века
Образование в христианской Европе
Временные и географические рамки Средневековья
Первые христианские общины возникли уже в I в. Христианство привлекло идеей равенства всех, богатых и бедных, перед небесами. Более того, оно обещало райское воздаяние наиболее обездоленным...
Подробнее...
Образование в эпоху Возрождения
Особенности эпохи Возрождения
Эпоха, получившая свое название в связи с возрождением интереса к античности (искусству, философии, науке), в последующем восприятии имеет гораздо более широкий смысл. Исключительное место двух-двух с половиной веков европейской истории (с конца...
Подробнее...
Образование в эпоху Просвещения
Становление Нового времени
Эпоху, сменившую Возрождение, часто называют Новым временем («Age Nou-velle» – фр.). Ее временные границы еще более условны. Если Возрождение завершать XVI столетием, то Новое время следует...
Подробнее...
Образование в России от древности до Просвещения
В эпоху Просвещения в общеевропейское культурное русло вливается такое мощное государство с самобытной культурой, как Россия. Во многом перенимая и адаптируя европейский опыт, она привносит в него новые черты, начинает задавать тон во многих областях культуры, включая...
Подробнее...
Европейское образование в XIX в
Социокультурные особенности XIX в.
В XIX в. завершилось формирование классической педагогики Нового времени. Как результат Просвещения, «в ее поле зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана самоценность, неповторимость...
Подробнее...
Российское образование в XIX в
Общая характеристика первой половины XIX в.
Уже говорилось о том, что в эпоху Просвещения Россия впервые вступила в общеевропейскую культуру, хотя обстановка непросвещенной российской действительности была непростой, крайне противоречивой, отягощенной давящей печатью...
Подробнее...
Педагогические поиски в России рубежа XIX–XX вв
Матовый блеск «серебряного века»
Рубеж XIX–XX вв. получил название «серебряного века» для русской культуры. Продлившись не более трех десятилетий, он по своему значению и яркости оказался сравнимым с «золотым веком» XIX в. Во многих...
Подробнее...
Развитие образования XX в. за рубежом
Новые открытия в науке и их влияние на образование
Общественная и культурная жизнь за рубежом не испытала столь резких потрясений, как в России. Революционный подъем отчасти удалось подавить, отчасти погасить благодаря ослаблению капиталистического пресса и...
Подробнее...
Советское образование и воспитание
Вопрос о приоритетах образования в первые послереволюционные годы
Разрушительные изменения, охватившие Россию после революции и гражданской войны, не обошли и образование. Хотя для некоторых представителей гуманитарной культуры революция поначалу представала в романтическом ореоле,...
Подробнее...
Образование в России после распада СССР
Смена концептуальных приоритетов
Уже в конце 1980-х гг. в обстановке общей неуверенности, разочарований после всколыхнувшихся было надежд на демократию, гласность, духовный и экономический подъем, тяга к образованию резко упала. Так, в 1989 г. только 10 %...
Подробнее...
Актуальность гуманизирующего образования и воспитания
Образование в начале третьего тысячелетия
Говоря о проблемах современного российского образования, невозможно рассматривать его в отрыве от общемировых тенденций. Однако в России на них наслаивается целый ряд весьма существенных особенностей, наиболее серьезной и труднопреодолимой из...
Подробнее...