Реализация здоровье сберегающей технологии в образовании
5. Мобилизационно-настроечный компонент. Обусловливает способность и возможность управлять своим состоянием в реальных педагогических ситуациях. Определяется уровнем владения методами и приемами физической и психологической само регуляции, способностью применять их в нормальных и критических ситуациях педагогического процесса.
На основе качественного анализа в ходе эксперимента Минеевой Л.Ю. был выявлен интегративный уровень готовности к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса. Ведущую, системообразующую роль Минеева Л. Ю. отводила мотивационному компоненту готовности к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса при пропорционально значимых вкладах прочих. Целостные свойства описываемая система приобретет при достаточной степени сформированности всех компонентов готовности будущего педагога к проектирования здоровье сберегающего педагогического процесса, а также при определенном взаимовлиянии компонентов друг на друга .
Приведенная структурная модель наглядно отражает сущность готовности педагогов к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса.
Особенности проектирования в педагогической деятельности были предметом специального исследования Н.В. Кузьминой и ее школы.
Опираясь на положение о том, что условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности являются способности, которые не только проявляются, формируются, но и деформируются в деятельности, если не созданы адекватные им условия и технологии развития и совершенствования, Н.В. Кузьмина показала, что педагогические способности можно рассматривать как особую чувствительность к объекту, процессу и результатам педагогической деятельности. В структуре способностей педагога имеется два уровня. Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные в объекту-субъекту педагогического воздействия, т.е. учащемуся, в связи с самим собой . Они проявляются в особой чувствительности педагога и обеспечивают формирование педагогической интуиции. Иными словами, перцептивно-рефлексивные способности "специализируются" на анализе взаимодействия между субъектом профессионально-педагогического творчества и обучающимся, за которого он отвечает.