Реализация здоровье сберегающей технологии в образовании
В последние годы в Челябинской области отмечается рост числа заболеваний, увеличение числа молодых людей с патологией развития. Общая заболеваемость в Челябинской области не снижается и ее показатель выше, чем в Российской Федерации. Особенно негативные тенденции в состоянии здоровья детей отмечаются в период обучения в школе. Увеличивается заболеваемость нервной системы, желудочно-кишечного тракта, мочеполовых путей. Так, на 15% отмечается рост числа заболеваний органов пищеварения, на 16% - системы кровообращения, на 15% - опорно-двигательного аппарата. По мнению М.В. Антроповой, Г.Г. Манке. Д.И. Зелинской и др. часть вины за сложившееся положение возлагается на систему образования .
Теоретическим - анализ существующих до настоящего времени вариантов учебных программ, воспитательных систем показывает, что проблеме сохранения и укрепления здоровья студентов в педагогической теории и практике уделяется недостаточно внимания.
Практическим - подготовка преподавателей к здоровье сбережению определяется необходимостью обучения обучающихся в рамках комплекса дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», введенного впервые в России в 1991 году, другими дисциплинами медико-биологического цикла. Вместе с тем данная проблема усугублялась неподготовленностью преподавательского состава, отсутствием соответствующей учебно-методической базы и т.п. Современная школьная система не отвечает требованиям гигиены и естественно - научным основам возрастной физиологии .
Таким образом, возникло основное противоречие между социальным заказом общества на сохранение и укрепление здоровья студентов и реальной разработанностью проблемы в теоретическом и методическом плане, состоянием учебно-методической базы. Исследования в этом направлении входят в новую стратегию современного педагогического образования - гуманного образования, призванного обеспечить готовность участников педагогического процесса к сохранению общечеловеческих ценностей .
Основным принципом гуманного образования является его направленность на здоровье сбережение участников образования.