Реализация здоровье сберегающей технологии в образовании
Формированию профессиональной готовности студентов посвящены работы М.И. Дьяченко, К.М. Дурай-Новаковой, Л.А. Кандыбович, Г.Н. Серикова, Е.Г. Шаина и др.
К. М. Дурай-Новакова определяет профессиональную готовность студента как сложное структурное образование, в основе которого лежат положительное отношение студентов к профессии учителя, устойчивые мотивы педагогической деятельности, наличие профессиональных качеств личности, совокупность профессионально-педагогических знаний, навыков и умений, а также опыт их применения в профессиональной деятельности.
По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, готовность студента можно рассматривать как сложное образование, которое включает в себя такие компоненты как: «мотивационный ; ориентационный ; операциональный ; волевой ; оценочный ».
Таким образом, профессиональная готовность к педагогической деятельности кроме профпригодности включает в себя уровень умений и навыков. Исследования в области педагогики указывают на то, что в ее составе можно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность , а с другой стороны, научно-теоретическую и практическую подготовку педагога. Так, студент вуза по своим психофизиологическим качествам может быть пригоден к работе в качестве педагога, но из-за недостаточной теоретической и практической подготовки еще не готов к ней.
В качестве характеристик готовности к здоровье сбережению опишем осведомленность, сознательность, действенность, умелость.
Осведомленность личности будет отражать знания о здоровье, здоровье сбережении; основных методах, средствах и формах организации здоровье сбережения в профессиональной деятельности, а также наличие опыта осуществления здоровье сберегающей деятельности. Показатели - точность, полнота, объем, размерность будут характеризовать проявляемую личностью осведомленность. Осведомленность предполагает наличие знаний и опыта: о здоровье, факторах, влияющих на здоровье, ЗОЖ; о способах поддержания здоровья; об анатомии и физиологии человека; о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества; о взаимосвязи и взаимовлиянии окружающей среды и здоровья человека; о наиболее общих методах и средствах сохранения экологического равновесия;