Реализация здоровье сберегающей технологии в образовании
Даже очевидно скудное существование все же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. Ценности подобного рода В. Франкл назвал ценностями отношения . Здоровье следует отнести к разряду именно таких ценностей.
Здоровье создаст предпосылки для свободы проявления биологических и социальных возможностей человека и их превращения в действительность. Здоровье означает свободу деятельности, оно — обязательное условие участия человека в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни, условие развития личности как индивидуальности . В противоположность здоровью, болезни связаны с потерей существенно значимых индивидуальных и общественных связей личности, поэтому его свобода с утратой здоровья становится урезанной, неполной, сфера ее проявления сужается. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентации человека соотнесены и обоснованы А.Я. Иванюшкиным .
Таким образом, для того, чтобы личность была способном превратить потребность в деятельности в форму активною и свободною развертывания своих внутренних сил, необходимо здоровье. Выражая гармоничность в травлении психофизиологических функций, здоровье, в свою очередь, служит для достижения гармонии человека с природой и обществом. Поэтому мы считаем важным условием формирования готовности студента к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса наличие в структуре его аксиосферы здоровья в качестве ценности высшего порядка -ценности отношения.
Иерархическое строение системы ценностей современною учителя, как показывает Н.А. Асташова, вариативно. Ценностной доминантой в работе педагога могут быть экзистенциальные ценности, ключевая из которых -смысл жизни своей собственной или профессиональной группы. Наиболее значимыми в контексте нашего исследования являются такие экзистенциальные ориентиры как ценность жизни и здоровья.
Таким образом, целенаправленное формирование готовности студента к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса ставит ряд важных условий к развитию его аксиосферы: принятие здоровья своего и учащихся в качестве ценности высшего порядка, становление значимых для здоровье сбережения нравственных, политических и эстетических ценностей.