Реализация здоровье сберегающей технологии в образовании
Поскольку ценности определяют сознание, мировоззрение и поведение личности, то в процессе формирования педагога-профессионала следует уделять этой проблеме соответствующее внимание. В.Н. Ирхин отмечает как приоритетную ценность здоровье преподавателей и обучающихся. И если мы ведем речь, о ценности здоровья, то должны найти способ предъявить эту ценность студентам в учебном процессе. Преподаватель вуза должен ориентироваться на оказание студенту как личности и будущему специалисту высококвалифицированной помощи в выращивании его способности ставить и решать многообразные задачи его жизни и здоровье сберегающей педагогической деятельности.
Развитие аксиосферы студента, в которой одно из ведущих мест отводится ценности здоровья, мы связываем в большей степени с формированием мотивационного компонента готовности к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса, но не исключаем влияния этого условия на другие компоненты и, конечно же, на готовность как условием является информационная обеспеченность процесса проектирования здоровье сберегающего педагогического процесса.
Основанием для такого предположения служит ряд обстоятельств. Назовем некоторые из них.
1. М.В. Жамкочьян рассказывает, что в одном психологическом тренинге обучаемым предложили вспомнить о каком-либо незначительном негативном переживании, связанном со школой, чтобы его потом преодолеть. Взрослые люди были потрясены силой своих переживаний, болью и страданием, которые прорвались в сознание вместе с воспоминанием. Они увидели себя в школьном прошлом одинокими, беззащитными и глубоко униженными. Как показывает автор, большинство людей живет со старыми, незалеченными душевными травмами, приобретенными в вузе. Как правило, в воспоминаниях нет персонального обидчика, определенного преподавателя. Нет, вспоминают себя, растерянного, маленького, никому неинтересного в "ничейном пространстве вуза". В этом пространстве и осуществляется педагогический процесс, она является важным условием сохранения здоровья или его затрат.
По-видимому, совсем не случайно Е.А. Ямбург, предлагая к распространению действующую модель адаптивного вуза, центральной задачей которой автор считает "сохранение личности воспитанника в весьма непростых, подчас драматических обстоятельствах жизни и адаптирование ее к свободе" .