Педагогические технологии
Роль образования в жизни современного человека переоценить крайне сложно. Это своеобразный временной перекресток: мы живем в настоящем, изучаем достижения прошлого, чтобы сделать лучше будущее.
Саморазвитие — это процесс активного стремления к личностному росту, раскрытию потенциала. Саморазвитие представляет собой систематическое развитие навыков, знаний, убеждений, компетенций и качеств личности.
Цель — это конечный результат деятельности человека (или группы людей), предварительное идеальное представление о котором, совместно с желанием её достигнуть, определяет выбор соответствующих средств и действий по его достижению.
Технология обучения: сущность, содержательная характеристика и структура
Эпиграфом для рассмотрения этой проблемы могут служить слова А.С. Макаренко: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас отсутствуют все важные отделы педагогического производства:...
Подробнее...
Информационные технологии обучения в высшей школе
Впервые термин «информационные технологии» был введен академиком В.М. Глушко. К ним он относит процессы, связанные с переработкой информации. С этих позиций Д.Ш. Матрос подчеркивает, что любая методика или технология обучения является информационной технологией....
Подробнее...
Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса
Общество и образование неотделимы. Об этом убедительно свидетельствует то, что любые глобальные перемены, с которыми сталкиваются общество и цивилизация в целом, неизбежно сказываются на состоянии образования. Успехи развития нашего государства в XXI веке, его возможности...
Подробнее...
Специальная профессионально-ориентированная обучающая среда
В современной российской педагогике проблема создания в вузе обучающей среды не нова. Ее решению посвящены работы Б.Н. Богатыря, В.В. Гусева, В.В. Карпова, М.В. Кларина, Н.Ф. Масловой, М.С. Ивановой и других ученых. Так, например, В.В. Гусев и...
Подробнее...
Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала
С овладения преподавателем основами проектирования и конструирования технологии обучения начинается новое педагогическое мышление. Оно предполагает четкость дидактических целей, обучение в контексте будущей профессиональной деятельности, структурированность преподаваемого учебного материала,...
Подробнее...
Определение требуемых уровней усвоения изучаемого
К сожалению, в современной дидактике еще не выработаны общие подходы к количественному и качественному определению уровней усвоения содержания учебного материала. До сих пор разные авторы предлагают свои трактовки этого понятия, определяют разное количество возможных уровней, что требует...
Подробнее...
Контроль и оценка эффективности учебного процесса
Важным и ответственным при проектировании и конструировании] профессионально-ориентированной технологии обучения является этап! оценки и контроля результатов обучения, его коррекции. Даже при наличии в составе технологии оптимальных (с точки зрения решаемых...
Подробнее...
Педагогическое тестирование как средство повышения качества учебного процесса
Мировой опыт констатирует постоянно возрастающую роль тестовых форм контроля. В последние годы значительное внимание уделяется этим формам в российской высшей школе, о чем свидетельствует большое количество всевозможных научных публикаций, посвященных исследованию сущности и особенностей...
Подробнее...
Основы рейтингового контролирования учебного процесса в вузе
Недостаточность информации о личных особенностях учебной деятельности конкретного обучающегося на протяжении всего периода изучения им учебной дисциплины, как правило, содержащейся в одиночных оценках, выставляемых при устном или письменном опросе, выполнении контрольной работы и т.д.,...
Подробнее...
Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции
В высшей школе при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает вузовская лекция. Слово «лекция» имеет латинский корень «lection» — чтение. Лекция выступает в качестве...
Подробнее...
Нетрадиционные виды лекции, особенности их организации и проведения
Самым слабым местом традиционного обучения является пассивность обучающихся при высокой односторонней активности преподавателя. Поэтому в последнее время появились новые разновидности подачи лекционного материала с целью активизации работы слушателей на занятиях. В их числе...
Подробнее...
Сущность, организации и проведения семинара в вузе
Семинар (от лат. seminarium - рассадник знаний) — один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной про-, граммы с целью углубленного изучения...
Подробнее...
Разновидности семинарских занятий в высшей школе
В последнее время в печати появляются тревожные сигналы о том, что семинары утратили былую активность. Как преодолеть этот недостаток? Путь один: надо возрождать дискуссии на семинарах, т.е. в организацию и проведение семинарских занятий вводить элементы проблемности, основанные на вскрытии и...
Подробнее...
Практические занятия в вузе: сущность, особенности подготовки
Наряду с семинарскими, в вузе широко используются практические занятия, проводимые в различной форме в соответствии со специфическими особенностями преподаваемых учебных дисциплин.
Понятию «практическое занятие» нередко придают очень широкое толкование, понимая под ним...
Подробнее...
Лабораторный практикум как разновидность практического занятия
Лабораторный практикум - существенный элемент учебного процесса в вузе, в ходе которого обучающиеся фактически впервые сталкиваются с самостоятельной практической деятельностью в конкретной области. Лабораторные занятия, как и другие виды практических занятий, являются...
Подробнее...