Структура профильного обучения
Активно развивается паритетное взаимодействие общеобразовательных учреждений, совместно реализующих образовательные программы старшей ступени общего образования. Наиболее часто оно оформляется посредством различных вариантов совместной деятельности образовательных учреждений в рамках ассоциаций, образовательных консорциумов, договоров простого товарищества (Красноярский край, Чувашская и Удмуртская республики и др., см. и др.).
В условиях недостаточности ресурсов приобретают большое значение такие формы отношений между различными образовательными учреждениями, как «школа – ресурсный центр», «магнитные», «опорные» школы (Республика Карелия, Краснодарский край, Самарская область и др.), когда на базе одного образовательного учреждения учащиеся других школ осваивают общеобразовательные программы. С одной стороны, школы могут, кооперируясь, увеличивать свои совокупные ресурсы, что было крайне актуально в период неуклонного снижения объемов бюджетного финансирования. С другой стороны, сетевое взаимодействие образовательных учреждений способствовало развитию образовательной деятельности.
Сетевое взаимодействие в России в значительной степени стало последствием развития идей вариативности образования, автономии школ, децентрализации управления, становления государственно-общественного характера управления системой образования (Ст. 2 Закона РФ «Об образовании»). Практика сетевого взаимодействия в системе образования прочно укореняется в деятельности профессионально-педагогических ассоциаций; в работе некоторых общеобразовательных учреждений, развивающих социальное партнерство; в процессе внедрения новых информационно-коммуникативных технологий.
Накопленный опыт сетевого сотрудничества образовательных учреждений (не только в системе ППП и ПО), во-первых, показывает реалистичность и эффективность сетевых форм образования в условиях России и, во-вторых, содержит в себе ряд инновационных прецедентов, которые могут быть транслированы в практику введения ПО.