Структура профильного обучения
Рассмотрим основные дидактические характеристики БУП–2004.
Во-первых, в основу предлагаемого варианта БУП положены разработанные проекты стандартов общего среднего (полного) образования . Это во многом определило и общее содержание БУП, и время, отводимое в нем на изучение отдельных учебных дисциплин на базовом и профильном уровнях. При этом четко проводится линия: в федеральном компоненте (инвариантной части) базисного плана представлен только минимум содержания образования, зафиксированный в стандарте, а не все содержание образования по предмету, отраженное в программах. Это определяет, что объем учебного времени, отводимого в федеральном компоненте базисного учебного плана на образовательные области и учебные предметы, в большинстве случаев меньше, чем в учебных планах школы прежних лет. Время на изучение учебного материала, не входящего в предусмотренный стандартом обязательный минимум содержания образования, может быть при необходимости восполнено за счет школьного компонента БУП. Это положение имеет особое значение для учебного плана старшего звена школы, где объем школьного компонента значительно больше, чем на других ступенях школьного образования. Реализация указанных позиций в содержании БУП соответствует требованиям об оптимизации и разгрузке учебного материала, подлежащего обязательному изучению в инвариантной части образования.
Во-вторых, рассматриваемый проект БУП сохраняет преемственность с действующим учебным планом школы и вместе с тем отражает новые требования к школьному образованию. При этом его составители исходили из принципа эволюционного изменения структуры и содержания образования в школе, включения в него педагогически обоснованных и уже оправдавших себя на практике (отечественной или зарубежной школы) инноваций.