Структура профильного обучения
Номенклатура профилей обучения в средней (полной) школе является открытой системой: для общеобразовательного учреждения нет ограничений в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно). Это открывает большие возможности для ориентации региональных систем ПО на особенности региональной экономики посредством формирования регионального содержания индустриально-технологического и/или агротехнологического профилей. Так, в региональном БУП Ханты-Мансийского АО – Югры технологический профиль представлен как набор возможных специализаций «нефте- и газодобыча», «оленеводство» и «экология». В первом случае профильными предметами выступают «Физика» (10 ч/нед. за 2 года) и «Технология» (включая нефтяную и газовую добычу на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования – 8 ч/нед. за 2 года). В качестве возможных элективных курсов обозначены: «Основные природные ресурсы ХМАО-Югра», «Контрольно-измерительные приборы в нефтяной и газовой добыче», «Стандарты в нефтяной и газовых отраслях».
1. Различные примерные профили представлены в экспериментальных регионах в целом весьма неравномерно. Лидирующий профиль (физико-математический, а по сути – традиционный для отечественной школы инженерный) по своей представленности опережает следующий за ним (филологический) более чем в 2 раза. Профиль-аутсайдер (художественно-эстетический) по своей представленности отстаёт от профиля-лидера почти в 17 раз.
2. Технологические профили (информационно-технологический, индустриально-технологический, агротехнологический, технологический сферы услуг) представлены в 2,6 раза меньше, чем академические (физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический). Усреднённый процент школ, реализующих тот или иной технологический профиль, от общего числа школ – 1,4%, средний рейтинг технологических профилей – 8,8%. Усреднённый процент школ, реализующих тот или иной академический профиль, от общего числа школ – 3,7%, средний рейтинг – 5,1%. При этом первые пять рейтинговых мест держат академические профили.