Структура профильного обучения
Опыт показывает, что старшеклассники в большинстве своем в начале периода обучения в старшей школе, сталкиваясь с ситуацией выбора, не готовы эффективно выбирать свой учебный план. Не готовы выбирать эффективно – это значит, что не пользуются для выбора основаниями, выстроенными на персональных притязаниях будущего. Эта проблема должна быть решена путём внесения в содержание ППП моментов подготовки к формированию учащимся своего ИУП.
4. Учебная и общая несамостоятельность многих школьников затрудняет индивидуализированную организацию учебного процесса (без постоянного внешнего контроля). Для полноценного проживания старшего школьного возраста и решения задачи юношеского возраста – самоопределения – необходимо самостоятельное и ответственное поведение старшеклассника. При дефиците этих качеств существует риск того, что ученик «заблудится» в сложноустроенном образовательном процессе (не поймет расписания, забудет выбранных учителей, не сумеет спланировать свое время и т.п.). Так, например, практика показывает, что у многих старшеклассников в условиях реализации ИУП в учебном расписании возникают «окна», которые далеко не все ребята способны заполнить эффективной деятельностью;
5. Неготовность многих педагогов работать по программам разного типа (углубленные, профильные, базовые), в соответствии с выбором ученика, а не тем, что привык, умеет и хочет делать учитель.
6. Неготовность потребителей итогового продукта реализации учеником своей индивидуальной образовательной траектории. Такими потребителями являются в большинстве случаев вузы (или колледжи) и родители. Большинство вузов, в силу слабой мобильности и консервативности, не готовы работать со студентами, осознанно относящимися к своему будущему, имеющими сформулированный образовательный запрос. Кроме того, в практике возникают ситуации, когда представления о будущем старшеклассника и его родителей расходятся. Родители считают, что сначала их ребенок должен получить «хорошую» профессию (не зависимо от того, нравится ли это самому школьнику), а потом уже заниматься тем, чем ему хочется.