Структура профильного обучения
Если в традиционной системе организации образования понятие сети используется упрощенно (например, сеть школ характеризуется лишь двумя параметрами – типом школы и расстоянием между учебными заведениями), то сетевое образование представляет собой многомерное явление.
«Узлы» сети – это не унифицированные образовательные учреждения или стандартизированные программы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы, т.е. нечто противоположное тому, с чем имеет дело государственная система образования. В сети вообще нет организаций и организованностей в традиционном смысле, первичной клеточкой объединения выступает здесь сообщество. При этом в отличие от однородной, правильно организованной системы для сетевого образования характерны, напротив, неоднородность, неправильность, асимметрия, сложность, динамичная картина сгущений и разряжений, что свойственно живым явлениям и процессам. (Такие неправильности были отчасти свойственны отечественному образованию XIX – начала XX в., это выражалось в так называемой многоукладности системы образования дореволюционной России. В ней действовали забытые, малоизвестные сегодня культурно-исторические формы и механизмы, следы которых, например описанный нами феномен «культурно-педагогических гнезд», сохранялись даже в эпоху всеобщей советской унификации, см. работы
М.В. Богуславского , и других историков отечественной педагогики).
Все это свидетельствует о том, что сетевое образование нельзя создать только извне, «сверху», аппаратным способом. Необходимым условием является и «прорастание» образовательной сети «снизу» как эволюционного процесса человеческой самодеятельности, путем добровольной кооперации, самоорганизации и саморазвития в сфере образования.