Структура профильного обучения
С 1920-х гг. в отечественной педагогике становятся отчётливо различимы попытки «технологизировать» (на организационном уровне) деятельность массовой школы в направлении выявления и учёта индивидуальных особенностей ребёнка. Как представлялось в те годы, данные об индивидуальных особенностях детей должна предоставлять педагогике педология – активно развивавшаяся в те годы комплексная наука о ребёнке. Однако педология не сумела раскрыть индивидуальные особенности учащихся в рамках психолого-педагогической «нормы» в степени, достаточной для того, чтобы эти особенности можно было «технологически» учесть в рамках образовательного процесса.
Лишь с середины 1990-х гг. давно разработанная идея «индивидуальной образовательной траектории учащегося» – основа полноценной индивидуализации обучения на организационном уровне – стала технологически осуществимой. Важнейшим позитивным фактором в данном случае стал компьютер. Как пишет А. Тоффлер (хотя его слова относятся отнюдь не только к школе), «компьютеры сделали возможным гибкое время в больших организациях… они интегрируют сотни персонифицированных гибких графиков» , в частности, графиков (планов) обучения.
Компьютеризация управления учебным процессом в школе позволяет значительно повысить ресурс гибкости образовательной системы, который является основным условием реализации индивидуального подхода на любом уровне. В противном случае при ограниченной гибкости управления индивидуальный подход вырождается в примитивную уровневую дифференциацию.