Структура профильного обучения
Профильные лаборатории являются пространством «выращивания» результатов собственного образования – творческих работ, социальных практик, речевых практик, важных составляющих индивидуальных образовательных программ. Организация занятий лабораторий принципиально отличается от предметных уроков, они состоят из двух основных частей: (1) занятие лаборатории и (2) индивидуальная работа, консультации, клубы. Первая часть включает этапы постановки задач, исследования, обсуждения проблемы, рефлексии содержания и деятельности, формы занятий активны: работа малых групп, тренинги по развитию умений, индивидуальная работа и общая работа по типу «круглых столов», слушаний и т.п.
В профильных лабораториях организуется углубленное или расширенное изучение предметов, содержание программ профильных лабораторий соответствует одной или нескольким образовательным областям, взаимосвязано с другими предметами. Сотрудничество педагогов профильной лаборатории существенно изменяет содержание работы кафедр и методических объединений в старшей ступени, появляется предмет для педагогического исследования, профессиональной коммуникации, проблематика для профессионального развития, повышения квалификации.
Проектно-исследовательские (творческие, «дипломные») работы в ряде школ (образовательных сетей) уже являются обязательным элементом ИОП старшеклассника в системе ПО. В течение обучения в старшей школе ученик обязан выполнить одну такую работу. Защита «дипломной» работы имеет статус экзамена по выбору в рамках итоговой аттестации выпускников школы. Жанры работ определяются целями проекта / исследования и имеют особенности, связанные со спецификой соответствующих образовательных областей. Руководство «дипломными» работами старшеклассников организуется в основном через работу профильных лабораторий.