Структура профильного обучения

Теория содержания образования до последнего времени оставалась в значительной мере фрагментарной, разрозненной, как бы растворенной в других разделах педагогики. Это в полной мере относится и к вопросам построения учебного плана школы. Можно назвать лишь несколько работ (М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, И.К. Журавлёва, В.В. Краевского и др., см. , , ), в той или иной мере касающихся этой проблемы. Непосредственно же учебным планам школы были посвящены лишь немногочисленные историко-педагогические исследования (М.О. Веселова, М.П. Кашина) в которых делались попытки выделить некоторые тенденции в развитии учебных планов отечественной школы.

Если охарактеризовать состояние этой области педагогики, то можно сказать, что до недавнего времени существующие концепции содержания образования в полной мере не отвечали на вопрос, какие учебные дисциплины должны быть включены в учебный план того или иного образовательного учреждения. Поэтому они и не могли эффективно служить практике, не имели необходимой объясняющей и прогностической силы.

В 1990-е гг. теория содержания образования и учебных планов получила развитие в трудах академика РАО В.С. Леднева (, ). Ему удалось обосновать принципы определения предметной структуры содержания образования для разных его отраслей и типов образовательных учреждений. Иначе говоря, дидактика в настоящее время располагает концептуальной основой, позволяющей определить инвариантное ядро общего образования и перечень учебных предметов, составляющих это ядро. Однако, определив подходы к составу инвариантной и вариативной частей содержания образования, В.С. Леднев не смог дать обоснование распределения учебного времени для изучения тех или иных учебных дисциплин. А это не менее важный аспект формирования учебного плана любого образовательного учреждения, вызывающий всегда, пожалуй, даже более острые дискуссии, чем состав учебных предметов. Сложность этого вопроса понятна – ведь здесь вступают в действие целый комплекс весьма разнородных факторов: СанПиНы, необходимость реализации межпредметных связей, нагрузка учителя и т.д. В результате всего этого единственным пока путем решения вопроса является использование экспертного способа принятия решений на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  Следующая > В конец >>