Структура профильного обучения
В силу этой второй причины большинство школ планируют переход на простые отработанные модели ПО, предполагающие создание однопрофильной или многопрофильной школы, реализующей ПО на основе профильных классов. Но даже эта модель нуждается в значительной концентрации кадровых, материальных и технических ресурсов в одном учреждении, а также в специальном научно-методическом сопровождении, чем далеко не всегда обладает школа.
2. Риск вырождения профильного обучения в углублённое при несетевых формах организации. Сетевые формы реализации ПО призваны стать серьёзным препятствием на пути «углубления школы в себя», способствовать превращению школы в образовательное учреждение, открытое навстречу основным заказчикам – региональной экономике и разноуровневой системе профессионального образования.
3. Специфика сельской школы в современной России. Несетевые модели ПО сложно реализовать в условиях сельской малочисленной школы:
– во-первых, потому, что учителя сельской малочисленной и малокомплектной школы имеют недостаточное количество учебных часов для осуществления профильного обучения, так как их нагрузка в нашей стране зависит от количества класс-комплектов в школе;
– во-вторых, в условиях малочисленной школы невозможно иметь специалистов высокого класса по многим профилям обучения.
Практика показывает, что в некоторых малочисленных сельских школах идут по пути наименьшего сопротивления – концентрируют курсы профильные и элективные по одному, в крайнем случае по двум профилям, что резко ограничивает вариативность образовательного пространства старшей ступени общего образования и тем самым – спектр возможных траекторий дальнейшего образования и/или профессиональной деятельности выпускников. Однако ситуация, когда качество профильного обучения сельских школьников ориентировано на заведомо более низкий уровень по сравнению с городскими школами, должна быть наконец изжита.