Развитие образования в России
В целом закон 1958 г. не оправдал возлагавшихся на него надежд, я в 1964 г. вернулись к десятилетке, убедившись в том, что на общеобразовательную школу нельзя возлагать несвойственные ей функции профессиональной подготовки. Но было бы несправедливым видеть в этом опыте только неудачи. В школе, как и во всей стране, это было время духовного подъема. Именно в это время все шире начинают применять активные методы обучения, все больше педагогов начинают задумываться над тем, как привести в соответствие с современным уровнем развития общества методы и содержание обучения.
Как и в прежние периоды, состояние школы и педагогики в 60-80-х годах было неразрывно связано с общественно-политической жизнью страны, изменениями в общественной атмосфере. Это было время плодотворных поисков педагогической науки. Исследовались вопросы взаимосвязи обучения и развития, сущности процесса обучения, путей совершенствования структуры урока, активизации методов обучения на основе взаимосвязи репродуктивной и творческой познавательной деятельности, оптимизации процесса обучения, проблемы политехнического образования, единства обучения и воспитания.
Престиж советской системы образования в мире значительно возрос после запуска в 1957 г. первого спутника земли. Американское правительство, например, выделило значительные финансовые средства для разработки своих школьных программ по предметам естественно-математического цикла, направленных на повышение уровня фундаментальных знаний. Эффект, произведенный запуском спутника, оказал влияние не только на реформы американской школы, но и на образование в странах западной Европы. А в 1962-1964 гг. ЮНЕСКО издало сравнительный анализ и статистику о связях между инвестициями в сферу образования и экономического развития наиболее продвинутых стран.
В 50-е годы развернулась деятельность такого яркого педагога, теоретика и практика как Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). В трактовке В.А. Сухомлинского реализация воспитательного потенциала обучения была неразрывно связана с активизацией всех духовных сил ребенка, пробуждением у ребят гордости и чувства собственного достоинства, восприятием общечеловеческих ценностей.