Развитие образования в России
Чему же и как учили в то далекое время?
Первыми предметами обучения были славянская грамота и письмо, церковное пение, а на повышенной ступени - греческий язык. Содержание обучения было единым для всех: и боярских детей, и посадских, и даже «убогих», т.е. детей бедных родителей. Первыми учителями были привезенные князем Владимиром греки, затем священники, впоследствии же и миряне, «мастера грамоты». Главной целью обучения было обучение благонравию, чистоте и смиренномудрию. Методы - «учити не яростию, не жестокостию, не гневом, но радостновидным страхом и любовным обычаем, сладким поучением и ласковым рассуждением».
Следует отметить, что религиозная педагогика в древней Руси не была одномерной: в ней проявлялись различные мировоззренческие тенденции. Наряду с православно-ортодоксальной, ставшей официальной идеологией в Московской Руси, существовала рационалистическая тенденция, не исключавшая светских элементов культуры. Так, в Киевской Руси, где монополия церкви в сфере, например, книжного дела была относительной, а просвещение было достаточно широко распространено — не случайно появились произведения, во многом опиравшиеся на нравственные ценности дохристианского периода Руси. Это, например, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Поучение Мономаха детям».
Одним из выдающихся памятников педагогики XI-XII вв. является «Поучение Мономаха детям». В нем отражены воспитательные идеалы Древней Руси как слияние двух начал - воспитательных традиций древних славян и православия, ставшего государственной религией. В нем заложены принципы православной педагогики, которым суждено было стать основой ее последующего развития на века. С другой стороны, в «Поучении» изложены простые нормы нравственности, получившие религиозную санкцию. Это трудолюбие, честность, почитание старших, помощь нуждающимся, гостеприимство и т.д.