Развитие образования в России
Вот один из фрагментов этого уникального памятника мировой истории просвещения и нравственности: «Будьте отцами сирот; судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виноватого. Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце и думайте: мы тленны, ныне живы, а завтра во гробе. Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равно гибельного для тела и души. Чтите старых людей, как отцов, любите юных, как братьев. Все хорошее узнав, вы должны помнить: чего не знаете, тому учитесь. Отец мой сидя дома говорил пятью языками, за что хвалят нас чужестранцы. Леность — мать пороков: берегитесь ее. Человек должен всегда заниматься: в пути, на коне».
После Владимира Мономаха (1113-1125) в Киевской Руси усиливались центробежные тенденции к обособлению отдельных княжеств. Призыв автора «Слова о полку Игореве» к единению русских земель перед лицом опасности со стороны кочевых орд татаро-монголов не был услышан князьями. Разрозненные княжества не смогли противостоять намного превосходящим силам завоевателей, вторгшихся на Русь в первой трети XIII в. Варварское нашествие и установившееся более чем двухвековое господство татаро-монголов нанесло огромный урон русскому просвещению. Еще недавно бывшая единым государством во главе с великим князем киевским Русь распадалась на юго-западную и северо-восточную. В огне пожаров уничтожались центры просвещения -церкви и монастыри, и казалось, уже никогда цивилизация не возродится на русской земле. Приняв на себя страшный удар, Древняя Русь заслонила собой страны Западной Европы, создав тем самым благоприятные условия для развития их культуры.
А что же педагогика православия? В Киевской Руси она укоренилась столь глубоко, что смогла не только пережить трагические последствия разделения Руси и столь длительное владычество татаро-монголов, но и сыграть важную роль в преодолении страха перед угнетателями, в собирании сил для борьбы против государственности.