Развитие образования в России
Объединителем русских земель теперь выступает Московское княжество. Восстановление государственности идет рука об руку с утверждением религиозной нравственности. Исподволь происходит возрождение былых форм просвещения при монастырях, церквах, у «мастеров грамоты». Монастырь являлся школой религиозного просвещения. В нем готовили лиц для занятия высших ступеней церковной иерархии. Монастырское образование предполагало переписку книг, иконопись, создание мелодики церковных песнопений.
В XV в. в Северо-восточной Руси получили широкое распространение частные школы. Наличие мелких училищ давало возможность каждому «хотящему учиться» овладевать первоначальной грамотой. Более высокие степени достигались путем самообразования, которое зависело от любознательности каждого, наличия книг, воли и способности. Но успешное обучение практиковалось далеко не везде. В послании архиепископа Новгородского Геннадия митрополиту Симону состояние грамотности в новгородском крае характеризуется как низкое. Архиепископ просит митрополита походатайствовать перед царем Иваном III о том, чтобы по его царскому указу «училища учинити» для подготовки священнослужителей.
В середине следующего века по указу царя Ивана IV Васильевича созываются соборы (1547, 1549, 1551 гг.) с целью «исправления церковного благочиния, государственного управления и всякого земного строения». Среди неустроенных была и сфера образовательная. В постановлениях Стоглавого собора шла речь о плохом обучении грамоте, следствием чего являлись «порча» богослужебных книг, суеверия, ухудшение нравов. Решению этих вопросов посвящалась Особая глава соборных постановлений — «Ответ соборной о училищах книжных по всем градом». В ней говорилось: «В царствующем граде Москве и по всем градом протопопам и старейшим священникам, дьяконам и дьякам... учините в домах училища, чтобы все православные христиане давали своих детей на ученье грамоте, книжного письма и церковного пения».