Развитие образования в России

Вскоре в Москву прибыл ученый-педагог Симеон Полоцкий. Здесь он учредил Спасскую школу, а затем стал руководителем образования в семье царя Алексея Михайловича. В проповедях и сочинениях («Книжица вопросов и ответов» - 1677 г., «Обед душевный» - 1681 г., «Вечеря душевная» - 1683 г.) он доказывал, что наука не ставит под сомнение бытие Бога, а, напротив, утверждает его, охраняя от ересей и заблуждений невежества. Он призывал родителей заботиться о воспитании детей.

История сохранила наибольшее количество сведений об учебных заведениях второй половины XVII в., когда возникает ряд новых училищ: греко-латинская школа при Чудовом монастыре, «школа для промышленного учения» при Спасском монастыре, училище словесных наук и греческого языка Ф.М. Ртищева и др. Процесс создания учебных заведений венчала основанная по инициативе Симеона Полоцкого в 1687 г. высшая школа - Славяно-латинская академия, воспитанники которой внесли большой вклад в дальнейшее развитие российского просвещения.

До нашего времени сохранилось большое количество учебных руководств, «учительской» литературы, справочно-энциклопедических изданий и др. Издания эти говорят о том, что русскому просвещению были известны так называемые семь свободных искусств (Septem artes liberates). Так же, как на Западе, эти остатки знаний античного мира использовались церковью. Астрономия использовалась для вычисления пасхалий, диалектика должна была служить орудием борьбы против еретиков, арифметика для мистического толкования чисел и т.д.

Итак, после крещения Руси на многие века господствующей, становится педагогика православная. К народной педагогике она относилась в целом отрицательно; вместе с тем была вынуждена считаться с наиболее чтимыми и устойчивыми, сложившимися до христианизации традициями. Из народной православная воспринимала те элементы, которые не противоречили ее догматам. Христианская религия являлась основополагающим началом развития педагогической мысли и деятельности образовательных учреждений в течение XI-XVII вв. Влияние православия на образование было длительным и всеохватывающим. К середине XVII в. сложилась цельная система православного образования.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  Следующая > В конец >>