Развитие образования в России

Православная педагогика была предназначена для всех сословий, как для богатых, так и для бедных. Ее средствами были книга, проповедь, молитва, пост, исповедь. В центре православной педагогики воспитание верности православному учению и церкви, «страха божия», «строение души человека» в соответствии с религиозными принципами. Познавательная деятельность связывается с познанием божественной истины, Бога, со спасением души. «Внешние» знания признаются ценными лишь в том случае, если они соединены с «истинным» христианским вероучением. В православной педагогике усвоение знаний сопряжено с развитием добродетелей в человеке - религиозного восприятия мира, любви к ближнему, благочестия, трудолюбия, милосердия.

К концу XVII в. все более отчетливо проявляются новые тенденции развития русской культуры. Православное образование утрачивает свою былую доминирующую роль, на смену идет светское, государственное. Сфера православного просвещения в значительной мере ограничивается потребностями церковной жизни. Но это не означает исчезновения из сферы воспитания и образования православной педагогики. Она сохраняется, будучи постоянно поддерживаемой царским правительством вплоть до 1917 г. Однако потребности социально-экономического развития России начиная с XVIII в. повлекли за собой и потребности в светском образовании, а, следовательно, в формировании светской педагогики.

Есть два обстоятельства, на которые историки и культурологи прежде не обращали внимания. Во-первых, церковное образование по духу своему было православным, русским, но не только в этническом значении этого слова. Понятие «русский» не означало этнической чистоты, национальной исключительности. Оно прилагалось независимо от национальности к каждому, кто отождествлял себя с русским народом по целям и смыслу существования. Во-вторых, следует обратить внимание на то, что в духовных учебных заведениях образование (во всяком случае со второй половины XVII в.) не только носило религиозный характер, но и включало (благодаря дальновидным и ориентированным на изучение наук и философии представителям духовенства) научные знания. Поборники светского образования в светских учебных заведениях были людьми высокообразованными, прекрасно знавшими светские науки своего времени, они поощряли стремление к научным знаниям, укрепляющим интеллектуальные способности человека.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  Следующая > В конец >>