Развитие образования в России
С христианизацией Руси в X в. педагогическое сознание русичей радикальным образом меняется. Роль главного и единственного народного наставника берет на себя церковь.
Итак, мы можем сказать, что происхождение российской педагогики гораздо более древнее, чем начало христианизации восточных славян, крещение Руси. До конца X века восточнославянские этносы прошли длительный путь своего развития. Таким же длительным был и путь развития их воспитания. Этим обстоятельством не в последнюю очередь объясняется «живучесть» языческих представлений в последующие века, которые продолжали бытовать и в средние века, и в новое время, а в качестве пережитков и в наши дни.
Не одну тысячу лет по обе стороны среднего течения Днепра жили славянские земледельческие племена. К началу IX в. здесь образовалось крупнейшее государство Европы — Русь. Оно успешно отражало набеги кочевников, воевало с Византией, было известным во многих частях света. Могущество и великолепие Киевской Руси воспеты в древних былинах, половецких песнях, скандинавских сагах. О ней с уважением писали арабские и персидские географы, византийские историки-летописцы.
В конце X в. (988 г.) Киевская Русь приняла христианство, сохранив при этом свою государственную независимость. Русские князья, купцы строили церкви и монастыри. В церквах звучали проповеди смирения, кротости, милосердия. В общественное сознание вкоренялась идея христианского братства. Вместе с тем в народе продолжали сохраняться традиционные обычаи и верования, с которыми церкви предстояло вести длительную борьбу.
На развитие просвещения на Руси огромное влияние оказывала Византия. Средствами этого влияния были церковь и книга. Для Византии X в. характерно то, что ее ученые обратились к сочинениям отцов золотого века христианской письменности, усваивая лучшее из созданного в прошлом. От греческой русская церковь восприняла завет строгого охранения православия в противовес католической западной церкви с ее нововведениями.