Развитие образования в России
Ведущей идеей этого яркого документа являлась идея, выраженная в словах: «Высшей ценностью и в социалистической культуре является личность, но эта личность может развернуть со всей возможной роскошью свои задатки только в гармоническом и солидарном обществе».
Картина была нарисована яркая. В ней была благородная мечта и глубокое уважение к юным гражданам революционной России. Для них хотели создать школу, которая вышла бы «на первое место в цивилизованном мире». Но как это сделать в разоренной стране, испытавшей все тяготы революции и гражданской войны? Прежде всего, не хватало учителей на местах. В 1920 г. на семь с половиной миллионов учащихся начальной школы было меньше двухсот тысяч учителей, многие из которых не обладали необходимой квалификацией. Особенно тяжелым было положение народного учителя на селе. К этому следует добавить отсутствие материальных средств для решения поставленных задач, а также четкого представления, как эти задачи следует решать.
Первые попытки создания новых учебных планов относятся к 1919, 1920, 1921 гг. Однако они были достаточно традиционными. Коренные изменения содержания образования были осуществлены в 1923 г., когда в практику школы были введены комплексные программы. Особой новизны в них не было. Идеи комплексного построения содержания образования и раньше высказывали многие педагоги, начиная от Руссо. Большую дань отдал им и Л.Н. Толстой. Особенно популярны эти взгляды стали в западноевропейской педагогике начала века. Но революция впервые открыла возможность провести поистине крупномасштабный эксперимент. Полигоном для него стала страна, раскинувшаяся на шестой части мира.
При комплексном построении учебных программ предметная система в основном ликвидировалась. Наиболее полно комплексное построение учебных программ было реализовано в учебном процессе школ I ступени, где образовательное содержание основных предметов расчленялось применительно к той или иной комплексной теме («Наш город, «Наша деревня», «Праздник 1 Мая» и т.д.).