Развитие образования в России
Изменениям подверглись структура и продолжительность учебного года, всюду была введена многосменность занятий, катастрофически не хватало учебников и тетрадей. Особые трудности возникали в связи с необходимостью размещения и обучения сотен тысяч детей, эвакуированных на восток с временно оккупированных врагом территорий.
И тем не менее руководители школ и работники органов народного образования делали все возможное и невозможное, чтобы решать вечную задачу школы - учить детей. Даже в блокадном Ленинграде все дети до 14 лет, оставшиеся в городе, обучались в школе. Документально засвидетельствованы факты деятельности школы в осажденных городах. Подлинно героические страницы в историю школы в годы войны вписали занятия детей в знаменитых одесских катакомбах и инкерманских штольнях под Севастополем. Известны многие факты работы подпольных школ в партизанских зонах Белоруссии.
Следует отметить, что на помощь школе пришла вся страна. В 1941-1945 гг. развернулось широкое общественное движение помощи школам, пострадавшим в ходе войны. В адрес этих школ шли тысячи посылок с наборами учебников, тетрадей, карандашей, ручек, книг, учебного оборудования.
Школа испытывала серьезные трудности в организации учебно-воспитательного процесса. В условиях вынужденного сокращения учебного времени необходимо было обеспечить достаточный уровень общеобразовательной подготовки учащихся. Общей для преподавателей всех предметов была ориентация на патриотическое воспитание учащихся. В программы были внесены изменения, связанные с усилением военной и патриотической тематики. Особенно это сказалось на содержании предметов гуманитарного цикла, но и в программы по естественным дисциплинам включались военно-прикладные знания.