Развитие образования в России
В целом, при всей яркости и неординарности педагогики 20-х годов, выдвижение на первый план задач воспитания активности и самостоятельности у учащихся и явная недооценка работы по вооружению школьников прочными знаниями основ наук отрицательно сказались на школьной практике. Это не могло не вызывать недовольства общественности и требовало новых подходов к постановке учебно-воспитательного процесса.
Новый период в истории советской школы относится к началу 30-х годов. Прежде всего это было связано с изменением социально-политической обстановки в стране. Хотя продолжали декларироваться идеалы революции, однако, по существу все более утверждался культ личности Сталина, бюрократический стиль руководства. Требовалось, чтобы молодежь воспитывалась в духе послушания и конформизма. Школа должна была выполнять эти требования.
С другой стороны, отсутствие прочных знаний у выпускников школ, недостаточный уровень этих знаний препятствовали качественной подготовке молодежи к продолжению обучения в техникумах и вузах. Новые социальные и собственно педагогические требования нашли отражение в многочисленных партийно-правительственных постановлениях 30-х годов, посвященных состоянию школьного образования.
Эти постановления касались буквально всех сторон школьной жизни и изменили ход истории советской школы. Уже в первом из них - постановлении ЦК ВКП(б) 1931 г. было выдвинуто требование «развернуть решительную борьбу против легкомысленного методического прожектерства». Это означало, что вся организация учебно-воспитательного процесса должна отличаться от опыта предыдущего десятилетия коренным образом. Был взят курс на предметное распределение учебного материала с точным указанием числа часов на их изучение в каждом классе. В учебных программах был определен круг систематизированных знаний и четкий перечень навыков по каждому учебному предмету. Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен был явиться урок со строго определенным расписанием занятий и постоянным составом учащихся при ведущей роли учителя. Предпочтительная роль отдавалась словесным методам обучения. Постоянно принимались меры к усилению организационного и методического единообразия, к усилению контроля.