Развитие образования в России
В законе об образовании 1992 г. не было зафиксировано требование об обязательном и бесплатном образовании, включая 11 классов. Обязательный уровень обучения в школе был обозначен на протяжении 9 лет (так называемое основное общее образование). К сожалению, это же положение было записано и в ст. 43 Конституции России, принятой в 1993 г. Это вызвало бурю возмущения в обществе, и другим Указом президента были внесены поправки, согласно которым 11-летнее обучение в школе объявлялось бесплатным и доступным для всех тех, кто желает закончить обучение по программе полного среднего образования.
Примечательным фактом в развития образования в последние несколько лет стала разработка образовательных стандартов. Идея в целом не является новой, поскольку в Советском Союзе единый учебный план строго устанавливал необходимые уровни образования и его содержание. Однако унификация, которая объединяла все учебные заведения того времени в единое образовательное пространство ограничивала возможности школьников в овладении знаниями (особенно в гуманитарной сфере) и препятствовала самостоятельному выбору содержания и методологии обучения. Министерство образования России подготовило новый учебный план для государственных школ, в котором отражены 8 областей знаний: родной язык, иностранный язык, математика, естественные науки, общественные науки, искусство, здоровье и физическая культура и технология. Школам предоставляется право составлять учебные планы по своему усмотрению, а учителям планировать преподавание своего предмета по личным планам. В помощь учителям предоставляются учебники по тому или иному предмету, изданные министерством и написанные в различных аспектах.
Сегодня учитель сам может выбирать и методы обучения. Совсем недавно ученые-педагоги исследовали, издали многочисленную литературу и по общим методам обучения, и детальные методические рекомендации («методички») по определенным разделам программы, отдельным урокам на конкретную тему и т.д. Некоторые учителя действительно предпочитают иметь такие детальные руководства. Однако многие учителя сегодня руководствуются принципом активизации процесса обучения, заменой монологических лекции беседой, вопросами и ответами и т.д.