Развитие образования в России
На рубеже XIX-XX вв. по инициативе ученых и педагогов подвергаются радикальному пересмотру все стороны деятельности общеобразовательной школы, структура и содержание образования, организационные формы и методы обучения. Первопричиной этого было развитие научных знаний. В то время классические разделы естествознания, математики, физики, механики, химии, других наук, составляющих основу общеобразовательных курсов, в связи с новыми открытиями получали более глубокую и точную интерпретацию, что неизбежно требовало и от педагогов нового осмысления классических разделов наук и реформирования содержания образования.
С 60-х годов XIX в. развитие народного образования шло быстро нарастающими темпами. Об этом свидетельствуют следующие данные. В 1856 г. начальных школ в Российской империи было всего 8 227 с числом учащихся - 450 000 человек. В том же году в 78 гимназиях обучалось 19 500 учащихся.
А уже к 1896 г. в России насчитывалось 87 080 начальных школ, и количество обучавшихся в них составляло 3 804 262 человек. Количество средних школ - гимназий и реальных училищ - составляло 281, в них обучалось 78 700 учащихся.
В то время происходит интенсивное формирование педагогики как относительно самостоятельной научной дисциплины, центром внимания педагогов становится человек, изучение человека как предмета воспитания, изучение его во всех возрастах и состояниях с целью выявления способностей к всестороннему гармоничному развитию. Педагогика при этом интегрировала знания о человеке, которые содержались во всех других науках и искусствах того времени.
Педагоги и психологи разрабатывают методы и методики исследования учебно-воспитательного процесса, которые отвечают требованиям точных, естественных наук. Педагоги начинают пользоваться таким научным инструментом как метод количественных измерений процессов познания, внимания, памяти, познавательной деятельности учащихся.