Развитие образования в России
Признается важность государственного начала в развитии образования, необходимость подготовки специалистов-профессионалов для прогресса в сфере материального производства, народного хозяйства. Педагоги убеждены, что профессионализм и специализация могут явиться не иначе как на базе образования общего; специальному и профессиональному должно предшествовать образование гуманитарное, общечеловеческое.
Ряд деятелей общественной педагогики не отрицают значения религии для воспитания подрастающих поколений, но констатируют тот факт, что патриархальная мораль не выдерживает столкновения с городом, с цивилизацией. В перспективе им видится утверждение морали гражданской, в основе которой должно быть совпадение личного и общественного интереса.
Отличительной и характерной чертой общественной педагогики является то, что она в центр образования ставила человека с его стремлением к свободному развитию. Необходимо образовывать не для каких-либо внешних по отношению к нему целей, а для гармонического развития способностей. Такое образование является залогом успешного достижения всех других целей, в том числе материальных. Как и «государственники», деятели общественной педагогики также хотели бы видеть Россию страной богатой и процветающей. Но пути к достижению данной цели им видятся другие. В отличие от философов-материалистов, смотревших на человека как на пассивный продукт обстоятельства. «Человек сам, и ничто другое есть источник своего богатства. Развейте ум человека, обогатите его познаниями окружающего его мира, и он превратит и болота, и пески, и безлюдные горы в источники богатства. А пока человек дремлет в невежестве, до тех пор скудна самая богатая от природы страна и народы нищенствуют, и финансы находятся в жалком положении, какие бы не принимались кредитные обороты, которые безистинного богатства всегда останутся перекладыванием клочков бумаги из одного пустого кармана в другой, такой же пустой». (К.Д. Ушинский).