Развитие образования в России
В начале 70-х годов страна стала переходить на всеобщее обязательное среднее образование. Решение этой задачи диктовалось требованиями научно-технической революции. Однако стремление в короткие сроки, не учитывая реальные возможности, любой ценой решить эту сложнейшую задачу привело на практике к общему снижению качества знаний, росту так называемой скрытой неуспеваемости, дискредитации самой идеи всеобщего среднего образования.
Серьезные проблемы возникли и в воспитании молодежи. ЦК ВЛКСМ «перекрыл кислород» коммунарской методике, отказавшись тем самым от одного из плодотворных путей преодоления формализма в молодежном движении. Невнимание к интересам отдельной личности, погоня за массовостью в ущерб дифференцированному подходу к отдельным возрастным группам - все это порождало у молодежи чувство безразличия, социальной апатии.
Негативные явления, выявившиеся в деятельности школы на рубеже 70-80-х годов, отнюдь не означали, что они выпадали из поля зрения педагогической науки и передовой школьной практики. Об этом свиде" тельствует появление целого ряда теоретических работ, исследующих вопросы достижения единства обучения и воспитания школьников, мотивации школьников к учению, общие вопросы управления школой, историко-педагогические проблемы.
Передовая педагогическая практика выдвинула плеяду ярких учителей-экспериментаторов, теоретиков и практиков, чьи идеи, взятые в совокупности, получили в публицистике название «педагогика сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Я. Лысенкова, В.А. Кара-ковский и ряд других). В основу этой педагогики были заложены идеи гуманистического отношения к учащимся. Но беда школы «застойного периода» заключалась в том, что ни теоретические выводы ученых, ни достижения практиков не оказались востребованными обществом.