Развитие образования в России
Вторая половина XIX и особенно начало XX в. было временем бурного развития методической мысли. На основе достижения педагогики и психологии создавались учебники и учебные пособия по всем предметам общеобразовательной и профессиональной школы.
В русле общественно-педагогического движения разрабатывались вопросы научного и методического обеспечения развития школы разных типов и уровней, от элементарной до университетской, специальной, профессиональной, то есть те проблемы, которые могли решаться и вне компетенции государства. Главные же рычаги управления образованием оставались у государства в лице высших органов власти - канцелярии царей (императоров), Государственного совета, Совета министров и др. Исполнительным органом являлось Министерство народного просвещения.
Российское образование прошло длительный путь развития. К началу первой мировой войны во всех учебных заведениях Российской империи, включая школу высшую и профессиональную, было 10 млн. 588 тыс. учащихся. В общеобразовательных школах всех типов обучалось 9 млн. 656 тыс. человек. При этом подавляющая часть учащихся (94%) обучалась в так называемых народных школах. Название «народная школа» прочно закреплялось за начальной школой с ее крайне малым объемом знаний. В то же время отдельные земства России ставили вопрос о введении всеобщего начального обучения.
Однако неравномерность промышленного, экономического развития страны обусловливало различия в уровне грамотности населения отдельных районов России, отдельных социальных групп и сословий. Уровень грамотности в промышленных районах был гораздо выше, чем в сельской местности. Около 67% рабочих были грамотными. Пеструю картину представляла собой сеть школ у народов национальных окраин. Сравнительно лучшая обеспеченность населения школами была в окраинных районах запада России. Почти поголовно неграмотным было население экономически отсталых районов Сибири и Дальнего Востока; многие народности Крайнего Севера не имели своей письменности, которую получили только после 1917 г.