Развитие образования в России
Окончательную деформацию, начавшуюся еще в предвоенные годы, претерпела деятельность детских и юношеских организаций - комсомола и пионерии. Они стали отождествляться с понятием «школьный» (классный) коллектив и должны были подчиняться установкам и рекомендациям педагогов. Незаслуженно были забыты многие хорошие традиции пионерии 20-30-х годов. Работа организации замкнулась в стенах школы, была утрачена связь пионерских дружин с производственными коллективами. Расцвели догматизм и формализм: «костры на паркете», предметные сборы, т.е. сборы, посвященные отдельным разделам школьной программы и т.п. Прикрываясь социалистическими лозунгами, в школах фактически отказались от демократических начал, провозглашенных революцией.
В том виде, как она сформировалась в 30-40-е годы, школа просуществовала до середины 50-х годов. Изменения в общественно-политическом климате страны, XX съезд партии оздоровили и духовную жизнь общества. Это сказалось и на школе, на ее настрое, на содержании преподавания, на содержании прежде всего дисциплин гуманитарного цикла. Но вместе с тем обнаружились и новые проблемы. Все громче стали раздаваться голоса, что школа ориентирует своих выпускников только на поступление в вуз, что они недостаточно подготовлены для работы на производстве. Дело в том, что начинающаяся научно-техническая революция требовала все более образованных рабочих, спрос на которых школа не удовлетворяла.
Оздоровление общественного климата в стране и многочисленные острые проблемы, вставшие перед школой в середине 50-х годов, дали толчок бурному развитию и педагогической мысли и передовой педагогической практики. Существенно оживились педагогические исследования, всколыхнулось движение передового учительства, выступающего против схоластики и единообразия школьного процесса в официальной школе. Новаторские движения педагогов охватили Новосибирскую, Ростовскую и Липецкую области РСФСР, Алтайский край, Татарию. Поиск передовых учителей был направлен на совершенствование урока, развитие познавательной активности, проблемного подхода в ходе учебного процесса.
https://wwpp.ru/