Развитие образования в России
Указ президента (июнь 1990 г.), когда Россия еще была частью СССР, можно считать важнейшей вехой. Сам факт того, что это был первый Указ, подписанный президентом, означал, что образование приоритетно в России. Эта идея позже была подтверждена в законе об образовании, который был принят российским парламентом в 1992 г. и в который в 1996 г. были внесены некоторые изменения.
В законе провозглашены 6 принципов государственной образовательной политики: гуманистический характер образования и приоритетность общечеловеческих ценностей; единство федерального культурного и образовательного пространства, общедоступность образования, светский характер образования в государственных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический характер управления образованием и автономность образовательных учреждений. Была поставлена задача разработать государственные федеральные стандарты общего и профессионального образования. Цели общего образования были выражены в таких терминах, как создание благоприятных условий и предпосылок для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний научной картины мира и системы знаний о природе, обществе, человеке, обеспечение условий для самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Обращает на себя внимание положение о том, что любое учебное заведение может иметь свой собственный пакет образовательных ценностей, целей и задач. Это обстоятельство резко отличает сегодняшнюю систему образования от сверх централизованной системы прошлых лет. Нельзя сказать, что то, что разрешено и поощряется сегодня становится постоянной практикой; некоторые школы и другие государственные образовательные учреждения пока еще не готовы к такой автономии, которую хотят получить частные (негосударственные) школы.