Развитие образования в России
Достаточно назвать имена таких воспитанников, как П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов. Аналогичные принципы лежали в образовательной деятельности Морского шляхетского корпуса, Артиллерийской и Инженерной школ Петербурга.
Два события в истории российского просвещения периода доминирования в нем светского начала под покровительством государства заслуживают особого внимания. Это - основание Петром I Академии наук в Петербурге (1724 г.) и учреждение по проекту М.В. Ломоносова университета в Москве (1755 г.) с тремя факультетами - философским, юридическим, медицинским. Светский характер Московского Университета подчеркивался отсутствием в нем богословского факультета. Отличительной особенностью Академии наук являлось то, что по замыслу ее основателя она должна быть не только центром научных исследований, не менее важной ее деятельностью была учебная.
Развитие светского образования под покровительством государства имело неоспоримые успехи. XVIII век недаром был назван «веком просвещения». К середине XIX в. в России было уже 8 университетов.
В истории образования данного периода есть сюжеты специфически русского свойства. Не желавшее учить своих детей с детьми «всякого чина людей» дворянство искало для них образование вне государственной системы, прибегая к услугам частного предпринимательства, определяя детей в различного рода пансионы, содержателями которых были почти всегда иностранцы, французы главным образом. Плату они брали очень высокую. Обещали обучить «всему, что ценится в свете», «обещали сделать из русского мальчика настоящего француза», но в лучшем случае обучали вульгаризированному французскому, танцам, «манерам», французской литературе. Большего пренебрежения науками, знаниями о своей стране, образованием нравственным не было ни в каком другом заведении России, кроме как в пансионах для дворянских недорослей. Ни образовательных, ни тем более профессиональных знаний пансионы не давали. Это был худший вид образования даже по сравнению с посредственной во всех отношениях гимназией.