Развитие образования в России

Лидеры общественно-педагогического движения и ряда политических партий в своих программных декларациях выдвигали требования бессословного, всеобщего, всенародного, бесплатного, научного образования, его демократизации и гуманизации, доступности и обязательности для детей всех сословий без исключения. Подобные требования адресовались российскому правительству, общественности. Радикальные партии ставили своей целью свержение самодержавия и царского правительства.

Накануне революционных событий 1917 г. в чрезвычайно сложном и противоречивом процессе развития просвещения можно было видеть все тенденции, которые имели место на протяжении тысячелетней истории государства российского и каждая из которых в определенных условиях играла доминирующую роль.

Народная педагогика, бытовавшая в древние времена в устном предании в XX в., естественно, не могла иметь определяющего значения для просвещения, хотя далеко не исчерпала своих возможностей в воспитании трудящихся масс. Патриархальная мораль с ее религиозной основой для образования не выдерживала столкновения с современной цивилизацией. На смену ей шла мораль гражданская, включавшая простые нормы нравственности, трактуемые уже не с религиозных, а светских позиций. Официальная педагогика не могла претендовать на исключительное значение, поскольку была безразличной ко всестороннему развитию личности человека, всех заложенных в нем от природы способностей. Общественная же педагогика не могла взять на себя функции управления образованием в государственном масштабе. Противоречия между государством и обществом оставались, в то время как начинался новый и последний период истории российского просвещения, в котором господствующее положение заняла педагогика советского периода (1917-1991).



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  Следующая > В конец >>