Развитие образования в России
В них работают учителя-энтузиасты. В творческом сотрудничестве и взаимном обогащении этих коллективов рождается педагогическая истина. Все большую роль играет идея непрерывного образования, которая начала реализовываться на практике. Наряду с государственной появилась альтернативная школа - общественно-государственная или частная.
Все эти процессы и в наши дни находятся еще в стадии становления и развития. Однако условно можно назвать рубеж окончания периода, начавшегося в середине 80-х годов. Это 1991 г. - год распада СССР и создания на его территории содружества независимых государств (СНГ). Завершилась история советской школы. Народное образование продолжило свое развитие в рамках российской традиции и других независимых государств, которые провозгласили сферу образования приоритетной.
Опыт советской школы - не только историческое достояние России, он принадлежит и мировой истории педагогики, поскольку в нем была сделана попытка реализовать многовековые чаяния лучших умов всего человечества. Этот опыт был отнюдь не однозначен: как и всякому крупному общественному явлению, ему были присущи и достоинства и недостатки. Хотя время дать глубокую оценку теории и практике советской школы во всем ее многообразии еще не настало, тем не менее уже сейчас можно отметить ее несомненные достижения.
Прежде всего это провозглашенная в первых документах советской власти и реализованная на практике идея массовой единой школы. Она покончила с принципом сословности и открыла всем детям возможность получить полноценное образование независимо от классовой, религиозной и национальной принадлежности. Советская школа ликвидировала тупиковые формы образования: перед учащимися был открыт путь от начальной школы до университета.
На протяжении своей более чем 70-летней истории советская школа много экспериментировала, и далеко не всегда эти поиски были удачны. Однако достижения советской школы в области создания детского коллектива, формирования активной личности, обретения и потери в трудовой подготовке школьников уже стали достоянием мирового педагогического опыта.