Развитие образования в России
Отменялись демократические формы управления школами и органами просвещения: выборы руководителей школы и учителей, широкие полномочия школьных советов, участие школьников в управлении и пр. Значительно ограничено было и детское самоуправление.
Существенные изменения были внесены и в трудовую подготовку школьников. Хотя в постановлениях начала 30-х годов подчеркивалась важность политехнического образования и была сформулирована программа дальнейшего развертывания трудовой подготовки, однако, уже со второй половины 30-х годов трудовое обучение было отодвинуто на второй план, а в 1937 г. труд в школе был отменен. Это объяснялось слабостью материальной базы школ, невозможностью в силу этого полноценной трудовой подготовки школьников и поэтому нерациональным расходованием учебного времени. Тем не менее, сохранилось насыщение материалов и программ учебников производственно-техническими сведениями о различных отраслях промышленного производства. Одновременно был увеличен удельный вес лабораторно-практических занятий и экскурсий.
В конце 30-х годов проблема трудового обучения школьников вновь стала насущной. Особенно это касалось сельской местности, где стали возникать ученические бригады. В значительной мере это было связано с необходимостью подготовки молодежи к работе в народном хозяйстве, так как школа в основном ориентировала выпускников на продолжение образования в высших учебных заведениях.
Новые требования, предъявляемые к школе, определили и изменение направленности педагогических исследований. Они были направлены на педагогическое обеспечение ведущей задачи - дать учащимся систематические знания основ наук. В центре внимания оказалась разработка словесных методов обучения, классно-урочной системы, вопросы проверки и оценки знаний учащихся учителем в целях повышения их качества и прочности. Больше внимания стало уделяться изучению и обобщению передового педагогического опыта, что нашло отражение в подготовке серии книг, пропагандирующих опыт лучших учителей и целых педагогических коллективов, проведение научно-практических конференций.