Развитие образования в России
На протяжении многих лет советская школа решала задачу обучения подрастающего поколения основам наук. Наряду с этим существовали разнообразные формы внешкольной работы, направленные на выявление интересов и склонностей детей. Дворцы и дома пионеров и школьников, станции юных техников и натуралистов, детские музыкальные, художественные, хореографические, спортивные школы и многие другие помогали детям развить свои способности и таланты, определить свое будущее. Внешкольное образование и воспитание детей - большое завоевание советской системы народного образования.
И рядом с этим жесткая политизация школы, расхождение между декларированными принципами и их реализацией на практике. Это тоже история советской школы. Таков был ее противоречивый опыт, таким и следует его воспринимать.
Образование нельзя изменить в одночасье. Так, к тому времени, когда Советский Союз технически официально перестал существовать в декабре 1991 г., произошло много событий, которые проложили путь системе образования новой независимой России.
Российская система образования, созданная в годы Советской власти оказалась наиболее стойкой (по сравнению с хозяйством, здравоохранением, силовыми структурами и пр.) ко всяческим разрушительным воздействиям, к различного рода поспешным реформам и недофинансированию. Это не мешало ей подвергаться уничтожающей критике, особенно во времена перестройки во второй половине 80-х годов. При этом отметались и искажались некоторые хорошо известные факты:
- в развитых странах издавались книги, положительно оценивающие опыт образования в СССР и конкретные его аспекты;
- многочисленные публикации в советских психологических и педагогических журналах реферировались и часто высоко оценивались зарубежными специалистами;
- в последние годы в ФРГ, Японии и других странах издавалось больше работ об опыте А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, чем в России, в то время как в самой России Макаренко «вдруг» начали клеймить как яростного сталиниста и нередко призывали к «де-макаренкизации» российской педагогики;