Развитие образования в России
- советские школьники - участники международных олимпиад по естественным наукам и математике неизменно занимали высокие места;
- массовые проверки знаний советских школьников, проведенные в самые последние годы существования СССР опять-таки с участием зарубежных исследователей, показали, что мы никогда не выходили из первой десятки, чаще оставались в первой пятерке;
- во всем мире высоко оценивается советский опыт преодоления неграмотности. Недаром много лет ЮНЕСКО присуждала премии имени Н.К. Крупской странам и ученым, добившимся выдающихся успехов в борьбе с неграмотностью;
- наша страна была самой читающей в мире;
- и, наконец, советская, а ранее российская система образования при всех реформах, революциях и разрушениях имела в основе многовековой опыт российской культуры, достижения которой бесспорны.
Означают ли эти и иные факты, что советская система образования была выше всякой критики? Разумеется, нет. Нельзя было недооценивать и другие столь же известные факты. Многие годы в школах практиковался принцип: «Три пишем - два в уме», искажавший реальную картину успеваемости. Учебные планы, программы, учебники были предельно унифицированы, что не позволяло должным образом учесть ни индивидуальные особенности школьников и студентов, ни естественные различия в образовательных потребностях на всей огромной территории страны. Понятный в первые послереволюционные годы уклон в сторону естественнонаучных дисциплин с недооценкой гуманитарных надолго закрепил некоторую однобокость советских учебных планов. Преподавание было предельно идеологизированным, особенно в общественных и гуманитарных науках, коммунистическая система ценностей преподносилась как единственно верная при явной недооценке других культур, в связи с этим население в целом, включая учащихся, не получало доступа к информации, не соответствующей полноценной картине мира.