Развитие образования в России
Приходится констатировать, что между развитием педагогической теории, выработавшей педагогическую концепцию политехнического образования, и состоянием школьной практики был существенный разрыв. Это объяснялось, прежде всего бедственным материальным положением, которое переживала экономика страны, что не могло не сказаться на положении школы. Политехнизм все более и более стал подменяться трудовым обучением.
Более успешно вопросы политехнического образования и трудовой подготовки школьников решались в опытных школах Наркомпроса, имевших, кроме прочего, и лучшую материальную базу. Однако даже передовым школам не удавалось полностью решить вопрос о путях соединения обучения с трудом. Наиболее сложной оставалась задача преодоления искусственности связей теоретического материала с практическими работами в мастерских.
С середины 20-х годов начался новый этап в развитии теории и практики политехнического образования и трудового обучения школьников. Это объясняется прежде всего особенностями исторического периода, переживаемого страной в условиях реконструкции народного хозяйства. Подавляющее большинство рабочих имело низкий общеобразовательный уровень, поэтому нужно было повысить роль школы в подготовке молодежи к квалифицированной работе в технической области.
В 1927 г. в соответствии с новым учебным планом труд был введен в школу как особый предмет обучения. Учащиеся знакомились с основными научными принципами производства, с различными материалами и инструментами. Ставилась задача вооружить их многочисленными навыками из разных ремесленных производств, умениями, общими для всех трудовых процессов. Вместе с тем все более заметным становилось стремление превратить школу в придаток предприятия. Как первый шаг в этом направлении рассматривалось предложение о прикреплении всех школ в городах и промышленных районах к фабрикам и заводам, а на селе к колхозам и совхозам.