Развитие образования в России

Оригинальная теория образования была разработана П.Ф. Каптеревым. Он ввел в науку новые понятия - «педагогический процесс», «образовательный процесс», раскрывая их с позиции общей и возрастной психологии, выявляя закономерности образовательного процесса, в основе которого лежит саморазвитие ребенка. Гуманистический смысл подобных научно аргументированных положений заключался в том, что учителя и преподаватели начинали смотреть на учащихся не только как на объект их воспитательного воздействия, но и как на субъект воспитания.

Однако состояние просвещения зависело не только от усилий отдельных ученых и деятелей культуры. Важным фактором развития российского образования на рубеже двух веков была наука в целом, новейшие достижения в тех ее областях, основы которых изучались в школе. На этот период падает деятельность Д.И. Менделеева, А.С. Попова, Н.Е. Жуковского, К.Э. Циолковского, И.П. Павлова, В.И. Вернадского, П.Н. Лебедева и других ученых, прославивших науку своими трудами и открытиями. Они заинтересованно относились к школьному образованию, полагая, что школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов в зависимости от принципов, вложенных в систему школьного образования, особенно среднего.

Историю педагогики и российского образования невозможно представить вне контекста всеобщей истории. Формируясь как своеобразная самостоятельная, отвечающая национальным потребностям на всех этапах исторического развития, русская педагогическая мысль никогда не была замкнутой, отгороженной от культуры других народов.

По свидетельству историка Н.М. Карамзина, русские цари «золотом и честию маня к себе художества, искусства, науки европейские, размножая число людей грамотных, как могли или умели», способствовали развитию просвещения в России. Живой интерес ко всему, что делается в мире для подрастающих поколений всегда сохранялся в России, являлся традиционным. В начале XX века выходило более трехсот периодических научных и методических изданий, которые оперативно несли информацию о педагогических изысканиях во всем мире.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  Следующая > В конец >>