Развитие образования в России

1714 г. 28 февраля. «Великий государь указал: во всех губерниях дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет учить цифири и некоторую часть геометрии и для того ученья послать математических школ учеников по несколько человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри, и в архиерейских домах и в монастырях отвесть им школы, и во время того ученья тем учителям давать кормовые по 3 алтына по 2 деньги на день, из губернских доходов...»

Принудительное обучение не могло рассчитывать на усердие со стороны обучаемых. Но этот недостаток восполнялся мерами дисциплинарного характера. В этом отношении весьма выразительна приписка, сделанная Петром I к инструкции для Морской Академии: «Для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных солдат и быть им по человеку во всякой каморе во время ученья, и иметь хлыст в руках, и буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, несмотря, какой бы он фамилии ни был».

В России раньше, чем в западноевропейских странах, возникло реальное образование. Свидетельство этому - знаменитая школа математических наук (январь 1701 г.). Она была не только самым первым, но и самым крупным образовательным учреждением реального направления в Европе. В ней занятия начинались с «русской школы» -обучения грамоте и счету. Затем шло систематическое изучение в математических классах - арифметики, геометрии, тригонометрии плоской и сферической. Для старших классов вводились такие дисциплины, как навигация, морская астрономия, математическая география, геодезия, фехтование. Уже за первые 14 лет школа подготовила 1200 специалистов морского дела.

Задолго до того, когда екатерининский вельможа И.И. Бецкой стал вынашивать утопические планы воспитания «новой породы людей», российской педагогикой Нового времени была разработана теория образования, основу которой составляла наука. Олицетворением ее была деятельность первого русского академика М.В. Ломоносова (1711-1765). В его лице идеальным образом сочетались качества ученого и педагога. Его физические, филологические, исторические исследования, обогащая науку новыми знаниями, имели прямые выходы в школьную практику.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  Следующая > В конец >>