Развитие образования в России
Каждый из этих периодов естественно был в значительной мере связан с общей политической ситуацией в стране и отражал ее. И вместе с тем развитие школы и педагогики определяется также и внутренней логикой, вытекающей из их собственной специфики. Поэтому в периодизации истории советской школы учтены влияния и внешних и внутренних обстоятельств.
Начало истории советской школы положили два документа, принятые советским правительством в 1918 г. Один из них назывался «Положение о единой трудовой школе», другой - «Основные принципы единой трудовой школы», более известный как «Декларация о единой трудовой школе» (датирован 16 ноября 1918 г.). Стоит более подробно остановиться на втором документе, поскольку именно в нем была изложена программа строительства новой советской школы. Он подписан наркомом просвещения А.В.Луначарским (1875-1933). Несомненно, что «Декларация» была плодом коллективного творчества, в котором ближайшими помощниками А.В. Луначарского выступали Н.К. Крупская (1869-1939), жена и соратник В.И.Ленина, и известный историк М.Н. Покровский. Выпущенная к началу первого учебного года в потрясенной революцией стране «Декларация» была рождена желанием «немедленно нарисовать картину той школы, к которой мы будем идти и которую мы единственно можем признавать нормальной в обновленной России».
Прежде всего, провозглашалось создание единой школы начальной и средней, доступной для всех. При этом подчеркивалась возможность разнообразия учебных заведений. Эта школа должна была стать подлинно трудовой школой, что включало в себя активные методы преподавания, а также непосредственное ознакомление учеников с земледельческим и промышленным трудом во всех его разновидностях. Все предметы, изучавшиеся на первой ступени, предполагалось соединить в детскую энциклопедию, а на высшей ступени - изучать учебные дисциплины при установлении между ними тесных связей. К этому следует добавить эстетическое и физическое воспитание, культивирование духа коллективизма и взаимопомощи, всемерную демократизацию школьной жизни, совместное обучение мальчиков и девочек, дружеские отношения между учителями и учащимися, основанные на взаимном уважении.