Развитие образования в России

Расширение экономических и культурных связей с западноевропейскими странами при господстве государственного начала в образовании имело для России не только положительное значение.

В годы царствования Петра I в Россию устремился поток иностранцев (далеко не всегда самых лучших и бескорыстных), образовательных идей (не всегда плодотворных), произведений литературы, музыки, искусства, резко диссонирующих с нравами и обычаями русского народа. Это происходило не в последнюю очередь от того, что у верховной власти не было определенных принципов сотрудничества с Западом в сфере образования и культуры. Вот примеры:

18 апреля 1800 г. указ сенату императора Павла I: «Так как через вывозимые из-за границы разные книги наносится разврат веры, гражданского закона и благонравия, то отныне, впредь до указа, повелеваем запретить впуск из-за границы всякого рода книг, на каком бы языке оные ни были, без изъяна, в государство наше, равномерно и музыку».

Александр I, спустя несколько дней по вступлении на престол: «Желая доставить все возможные способы к распространению полезных наук и художеств, повелеваем запрещение на впуск из-за границы всякого рода книг и музыки отменить, равномерно запечатанные частные типографии распечатать, дозволяя как привоз иностранных книг, журналов и прочих сочинений, так и печатание оных внутри государства».

Дворянское сословие также не отличалось постоянством в этом отношении. Оно вообще оказывалось не очень разборчивым в усвоении европейской культуры. Российское образование испытало на себе мощнейшее и продолжительное влияние Запада. Франкомания среди дворянского сословия сменялась англоманией. Были периоды, когда принимало угрожающие размеры влияние иезуитской педагогики. Немецкая педагогика длительное время претендовала на роль опекуна российской школы. Однако вопреки западным влияниям к середине XIX в. все более усиливалась тенденция, в русле которой формировалась национальная школа России. Конец рассматриваемого периода и начало следующего во времени совпадает с расцветом русской классической педагогики, представленной трудами Н.И. Пирогова (1810-1881), К.Д. Ушинского (1824-1870), Л.Н. Толстого (1828-1910) и многих других выдающихся ученых и педагогов.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  Следующая > В конец >>