Развитие образования в России

Обозревая развитие просвещения в течение двух столетий после господства религиозного воспитания и образования, мы видим, что официальная педагогика стремилась подчинить все его виды и формы государственным интересам. В «век просвещения» было немало проектов повсеместного обучения. Но как только дело доходило до серьезного обсуждения, они отвергались представителями господствующих сословий. Когда в екатерининской комиссии по составлению нового Уложения один из депутатов от крестьян заявил, что государство должно позаботиться об обучении крестьянских детей, это вызвало бурю негодования дворянских депутатов. «Если крестьяне учиться станут, — заявил один из них, - то кто же станет работать в помещичьих имениях? Для крестьян надо сделать только одно — предписать помещикам заставлять ходить их в церковь». А сама императрица Екатерина II («философ на троне») одному из своих приближенных говорила: «Черни не должно давать образование; поскольку будут знать столько же, сколько вы да Я, то не станут нам повиноваться в такой мере, как повинуются теперь». Дворянское государство, девизом которого было просвещение, заботилось об образовании дворянского сословия, да по необходимости сословий имущих: купечества, промышленных людей, государственных служащих и. п.

К концу XVIII в. в России было около 550 учебных заведений, в которых обучалось несколько более 60 000 учащихся.

В самом начале XIX в. создано Министерство народного просвещения. К середине века в стране было уже 8 университетов и, по крайней мере, 4 лицея, объем знаний в которых приравнивался к университетскому. Однако самое многочисленное сословие российской империи — крестьянское - как и прежде было отчуждено от образования. К середине XIX в. создался трагический разрыв между образованием привилегированных и имущих сословий, с одной стороны, и широких слоев населения - с другой. При доминировании государственного начала, с его принципом сословности, строгой иерархией и табелем о рангах, в пренебрежении оставался субъект образовательного процесса - личность учащегося. На него смотрели как на материал, из которого следовало подготовить специалиста: инженера, моряка, металлурга, чиновника и т.д. О развитии каких-либо других его способностей, кроме профессиональных, государству не было никакого дела.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  Следующая > В конец >>