Развитие образования в России
Проблемы школы оказались столь острыми, что на них не могло не реагировать и тогдашнее руководство страны. В 1984 г. были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной средней школы». Весьма поверхностный подход к собственно педагогическим вопросам в «Основных направлениях» не помог решить многие содержательные и организационно-экономические проблемы школы, в том числе и вопросы соединения обучения с производительным трудом.
С середины 80-х годов в стране начались крупные общественно-политические перемены, получившие название «перестройка». Они были связаны с преодолением деформаций, накопившихся в обществе за время застоя, отказом от тоталитаризма, противостоянием двух систем, реформированием экономических и общественных отношений. Глубокие социально-экономические перемены раскрепостили сознание людей, открыли дорогу общественной инициативе. Это было тем более важно, что в обществе накопилось глубокое недовольство существующей системой народного образования.
Впервые за все годы существования советской власти в стране развернулось широкое общественно-педагогическое движение, в которое были вовлечены не только учителя, научные работники, но и родители, публицисты, люди других профессий. Ими были выдвинуты ряд идей, которые определили новые подходы к содержанию и организации народного образования. Это прежде всего приоритет личности по отношению к общественным структурам, отказ от единой школы и создание разнообразных видов учебных заведений, деидеологизация образования, возрождение национальных традиций, гуманитаризация и дифференцирование образования, выход школы в открытую социальную среду, усиление религиозных начал в воспитании молодежи. Следует признать, что в ряде случаев эти идеи получили практическое воплощение. Появились новые типы школ - авторские, лицеи, гимназии, коммерческие училища, не считая школ заочных и существующих в виде экстерна.