Развитие образования в России
Попытки соединить школу непосредственно с производством были неоправданными ни с педагогической, ни с социальной точек зрения. Они вели к нарушению педагогического процесса, к бессистемности в знаниях учащихся. Поэтому в дальнейшем такие опыты были прекращены. Хотя следует заметить, что в отдельных педагогически оправданных ситуациях непосредственное участие подростков в общественно значимом производительном труде давало чрезвычайно эффективные результаты. Таков, например, опыт выдающегося педагога А.С. Макаренко (1888-1939), сумевшего вовлечь в трудовую деятельность бывших беспризорников и добившегося удивительных результатов в их перевоспитании. Он сформулировал концепцию воспитательного коллектива, которая стала ведущей во всей системе педагогических взглядов А.С. Макаренко.
Первое послереволюционное десятилетие было отмечено смелыми идеями, новаторскими поисками и экспериментами во всех областях культуры и просвещения. В полной мере это относилось и к развитию педагогической мысли. Это время, особенно первая половина 20-х годов, замечательна подъемом творческой инициативы и самодеятельности учителей и учащихся, плодотворными исследовательскими поисками новых форм и методов учебной работы, подлинной демократизацией всего строя школьной жизни. Можно с уверенностью сказать, что за всю историю советской школы и педагогики не было высказано столько оригинальных идей, как в 20-е годы. Хотя, истины ради, следует заметить, что наряду с новаторскими поисками и глубоко обоснованными теориями было немало идей, внешне эффектных и броских, но скорее отдающих дань революционной риторике, чем помогающих строительству новой советской школы.
Ведущей идеей, которая была заложена в основу разработки различных отраслей педагогики, было развитие активности и самостоятельности у учащихся - будущих строителей нового социалистического общества. Это в полной мере проявилось в деятельности видных советских педагогов С.Т.Шацкого (1878-1934), А.С.Макаренко, создавших оригинальные воспитательные системы; в трудах выдающихся психологов П.П. Блонского (1884-1941) и Л.С. Выготского (1896-1934), в многочисленных дидактических исследованиях.